Высоко в горах над Алазанской долиной порхает, как бабочка, древний монастырь Некреси. У его подножия в VI веке находился большой город, куда пришёл монах и епископ Некресский Авив. Поднявшись на гору и восхитившись открывающимися видами, он решил основать здесь монастырь. Город не дожил до наших дней, а вот монастырь до сих пор дарит гостям один из лучших в Грузии видов на Алазанскую долину.
От Греми (начало моего повествования о нашей экскурсии по Кахетии) до Некреси на машине ехать всего 11 километров.
Некреси.
У подножия горы большая стоянка, где Георгий припарковал свой «мерседес» : «Всё, дальше ехать нельзя». Личный транспорт до монастыря не пускают. Добраться до монастыря можно двумя способами: идти пешком (около двух километров в довольно тяжёлый подъём)
или поехать на микроавтобусе.
День был воскресный и автобус ходил очень часто (в будни он ходит раз в 40 минут). В киоске монастыря покупаем билет на автобус. Дорога в два конца стоит 1 лари с человека.
Через несколько минут мы были у стен монастыря.
Здесь я позволю себе некоторое отступление от нашей жизни и предлагаю вам погрузиться во времена истоков монастыря Некреси.
В те далёкие времена в Грузии христианство ещё не было устойчивой религией, процветало язычество и монофизитство (признание Иисуса Христа только богом), расцененное христианскими конфессиями как ересь. Да и независимой страны не было, Иверия (старое название Грузии) входила в состав Персии. Царская власть была ликвидирована, а наместники назначались шахом.
Двенадцать монахов вместе со своим учителем Иоанном то ли из Сирии, то ли из Ассирии, то ли скрывавшиеся от гонений, то ли направленные для наставления на истинный путь, приходят в Мцхету и с позволения патриарха Иверии селятся на горе Задазени.
В дальнейшим именно этим людям, названным в последующем ассирийскими отцами, суждено основать тринадцать монастырей, которые до сих пор являются оплотом Грузинской Православной Церкви.
Один из первых, кто покинул гору Задазени, был Авив. Патриарх Иверии дал ему благословение, титул Епископа Некресского и отправил в город Некреси.
Монастырь Некреси, Грузия.
Самая старая постройка монастыря Некреси это церковь, датированная IV веком. Поэтому, судя по логике, Авив основал монастырь не на голом месте. На табличке у входа есть надпись, что церковь является самым старейшим христианским памятником в Грузии.
Внутри, как и в большинстве церквей Грузии, достаточно аскетичная обстановка.
Кроме самой старой церкви, в монастыре ряд построек заслуживают внимания:
Храм Пресвятой Девы VIII века, имеющий вид базилики;
«Квадратная церковь» IX века;
Башня XV века
и Дворец Епископа,
маленький, деревянный балкон которого очень не безопасен (по моему мнению), но и очень притягателен ввиду открывающихся с него панорам.
Авив Некресский.
А что же наш Авив Некресский? Авив ходил по городам и сёлам своей епархии, проповедуя христианство и уничтожая языческие суеверия. Из религий, которые в то время были особо сильны в регионе, выделялся зороастризм, поддерживаемый персами. В общем то безобидная религия, основанная на свободном выборе благих мыслей, слов и деяний. Может быть и существовали бы эти религии по соседству, но Авив был не преклонен, объявив зороастризм идолопоклонством. В наказание за такие высказывания Авиву было предложено принять зороастризм или умереть.
После долгих пыток и истязаний в селе Рехи близ города Гори Авива насмерть забили камнями. По легенде его тело бросили на съедение диким животным. Но птицы и звери, и даже тление не коснулись святых мощей. Мощи подобрали монахи и предали земле в монастыре Самтависи.
В VII веке по велению патриарха Фавора мощи были перенесены в монастырь Самтавро, Мцхета, где и находятся по настоящее время.
С тех пор монастырь не раз подвергался набегам и разорениям. Один раз монахи спасли монастырь только тем, что в нём разместили стадо свиней, разумеется мусульмане туда не зашли. С того времени в монастыре традиция -на праздник есть только свинину (что думаю несправедливо, по отношению к свинкам). Во времена власти диких лезгин в монастырь христиане могли прийти только раз в году на Рождество Христово.
История любого монастыря всегда тесно связано с историей его основателя, а основатель его епископ Авив Некресский судя по летописям был человек непреклонный в вере. Из всех ассирийских отцов только Авив считается священно мучеником.