Достопримечательности Самарской области.
Я считаю, что Самаре с природными достопримечательностями очень повезло, ведь рядом с городом находится огромный природный заповедник Самарская Лука с Жигулёвскими горами. Путешествия в Жигулёвские горы из Самары можно спланировать как на один день, так и на несколько. Путешествия возможны и на автобусе, и на машине, и на кораблике, и пешком. Я уже рассказывал о нескольких своих путешествиях к Жигулёвским горам из Самары в статьях: Молодецкий Курган и гора Девья; Царёв Курган и вертолётная площадка; Гора Стрельная и Гора Верблюд; Гора Монастырская и Гора Попова. О путешествиях по Самарской Луке также можно почитать в моих статьях Село Ширяево и гора Монастырская, Каменная чаша и Солнечная поляна, Село Подгоры, село Гаврилова Поляна.
Кроме того, что рядом Жигулёвские горы, Самара может похвастаться ещё и своими собственными горами, находящимися в городской черте, называемыми Сокольи.
Сокольи горы, Самара.
Моё путешествие к горе Тип-Тяв — самой высокой горе Сокольих гор и Самары я начинаю в центре Самары. Здесь я сажусь в маршрутку №50. Хоть Сокольи горы и находятся в черте Самары, но добираться до них из центра не так-то легко. Дорога занимает около часу. В районе улицы Ташкентской заканчиваются высотные здания и начинаются многочисленные дачные массивы, промышленные предприятия и посёлки городского типа, такие как Управленческий и Красная Глинка, входящие в состав Самары. Маршрутка довозит меня до окраины посёлка Красная Глинка — это конечная остановка. Здесь и начинается моё приключение.
Горнолыжный комплекс СОК, Красная Глинка.
Улица Батайская приводит меня к окраине посёлка и горнолыжному комплексу СОК.
Сюда зимой можно приехать покататься на горных лыжах и сноубордах. На сайте комплекса можно ознакомиться с ценовой линейкой на услуги комплекса сезона 2016-2017 гг. С апреля по октябрь комплекс закрывается.
Самая высокая гора Самары.
В полукилометре от комплекса с левой стороны от дороги выстроилась линия высоковольтных проводов, вдоль которой я поднимаюсь на гору. Тропинка натоптанная, хотя и достаточно крутая. После подъёма немного отдыхаю и опять в путь.
Заблудиться здесь достаточно трудно, но возможно, так как расстояния между обзорными площадками приличные. В таком походе очень помогает навигатор. Искать и придумывать ничего не приходится. Всё за тебя сделает мобильное приложение maps.me. На карте этого приложения указаны и смотровые площадки и даже пешеходные тропы. На мобильном телефоне я открыл карту и нажал на значок бинокля, означающего наличие обзорной площадки и пошёл по кратчайшей пешеходной тропинке, коих здесь великое множество.
Сокский карьер.
Через несколько минут передо мной открылся вид на железнодорожный мост через реку Сок и новый Сокский карьер. Осмотру карьеров и штолен сегодня я уделю много времени. Разработка и добыча известняка и строительного камня в этих местах началась в 60-х годах прошлого столетия и достигла неимоверных размеров. Так под основание был уничтожен Царёв Курган, часть горы Тип-Тяв, до уровня Волги разработан и брошен карьер площадью около одного квадратного километра, а также создана одна из самых протяжённых сетей штолен (более 40 км.) в России!!!
Новый карьер разрабатывается «Сокским карьероуправлением». На его сайте информация об объёмах выработки на сегодняшний день отсутствуют. Информация есть только за 2007 год — 2,5 млн. тонн щебня. По движению транспорта можно судить и о сегодняшних объёмах. Не прекращающийся поток КАМазов каждую минуту увозит с карьера тонны щебня, доставшегося нам бесплатно от матушки природы.
Жигулёвские ворота.
Покидаю новый карьер и по навигатору иду на самую высокую точку горы Тип-Тяв. Идти не так-то и близко, около трёх километров. Тропинка идёт через густой лесной массив.
Добираюсь до обзорной площадки. Удивить меня достаточно сложно, но эти прекрасные виды волжской долины заставляют меня замереть в восхищении от этой необыкновенной красоты.
Я нахожусь в Жигулёвских воротах, образованных Сокольими и Жигулёвскими горами, а точнее горой Тип-Тяв и горой Серной, с левого и правого берега Волги.
Если Волга — это главная улица России, то здесь её парадные ворота. И от этого знания мои ощущения становятся всё более яркими и счастливыми.
Вдоволь налюбовавшись волжскими просторами я пошёл смотреть заброшенный Сокский Карьер. Так как выработка известняка в этом месте была произведена до уровня реки Сок, то дальнейшая добыча стала просто невозможной и карьер забросили.
Старый Сокский карьер.
Честно говоря, я не ожидал от самого себя, что заброшенный Сокский Карьер произведёт на меня такое сильное впечатление. Огромные размеры, отсутствие людей и цивилизации рисовали в моей голове картины других миров и планет.
Трудно сказать, какое это место в плане безопасности. Наличие рядом стрельбища, да и любителей пострелять по мишеням в дали от людей делают карьер скорее опасным. Да и искусственные склоны достаточно крутые и высокие. Поэтому прогулки в карьер детям, женщинам или одиноким путешественникам я бы всё-таки не рекомендовал.
Тем более не рекомендовал посещение заброшенных Сокских штолен без знающего проводника.
Сокские штольни.
Подхожу к апогею своего путешествия. Я спускаюсь ко входу в Сокские штольни, самую таинственную и кровавую достопримечательность Самарской области.
Добыча здесь известняка началась ещё при Сталине в 30-х годах на закрытой территории под патронажем НКВД. Здесь работали заключённые безымянлага. Разумеется о здоровье заключённых никто не беспокоился и погибло здесь их много. Разработка штолен закончилась лишь в 60-е годы спустя два года после закрытия лагеря. На тот момент длина штолен насчитывала 53 километра!!! Разработку решили вести открытым способом. Так образовался наш уже знакомый заброшенный карьер, который уничтожил большую половину штолен. Сейчас штольни насчитывают более 20 километров тоннелей, разделённых на восемь частей.
Без сопровождения проводника и соответствующего оборудования делать в штольнях нечего. Я зашёл внутрь, постоял немного, посмотрел в журнал, в котором в графе посещений на сегодня записи ещё не было, и вышел обратно.
Особую опасность штольни заключают в период задымления. Внутри много деревянных подпорок и туристы частенько используют их в качестве горючего материала, отсюда происходят их возгорание и тление. При задымлении вход в штольни категорически запрещён. К сожалению, это правило систематически игнорируется. Так, в 1999 году именно задымление стало причиной смерти 7 человек.
По заброшенной железнодорожной ветке я вышел к мосту, где сел на попутную маршрутку в Самару.
Сокский холодильник.
А Сокские штольни я всё же посетил. Случилось так, что со школы моей любимой дочери была организована экскурсия в Сокские штольни, находящиеся на территории Самарского хладокомбината №2 и ООО «Холод».